Замена системы телефонии

на отечественную АТС Элтекс

Описание реализованного проекта замены устаревшей

системы телефонии на Eltex ECSS-10 SOFTSWITCH

О проекте
Организация: Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Тюменской области

Задача: заменить систему телефонии, которая эксплуатировалась с 2014 года на базе оборудования компании Cisco Systems на современное отечественное решение, входящую в реестр российских программ Минкомсвязи.

Срок реализации: октябрь-март 2022-2023
О компании:

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)
Государственное учреждение, осуществляющее функции по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.

Услуги в МФЦ оказываются по принципу «одного окна», т.е. исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления государственных услуг.
Введение
В работе организации телефония является одним из базовых сервисов необходимых для предоставления качественных услуг населению. Для Тюменского МФЦ, включающего в себя 35 филиалов располагающихся на территории всей области, телефония - это до 8000 тысяч звонков каждый день.

В марте 2022 года компания Cisco Systems заявила о прекращении всех бизнес-операций в России, в том числе об остановке оказания поддержки на ранее проданные продукты. Дальнейшая эксплуатация существующей системы была подвергнута ряду рисков - в случае поломки или выхода из строя элементов системы организация на неопределенный срок могла остаться без внешней и внутренней телефонной связи.

Возникла необходимость предоставить решение с учетом требований импортозамещения, исключающее санкционные риски недружественных стран и остановку работоспособности телефонии.
Требования
  • Cистема телефонии должна быть построена на АТС и телефонных шлюзах отечественного производителя, входящих в реестр отечественного ПО Минкомсвязи и реестр оборудования российского производства Минпромторга, чтобы отвечать требованиям к импортозамещению критически важных систем государственных учреждений
  • Необходимость обеспечить непрерывность работы телефонии во время перехода со старой АТС на новую
  • Наличие полностью русскоязычной технической поддержки АТС и голосовых шлюзов (аналоговых и E1)
  • Наличие возможности использования любых программных телефонов для удаленных сотрудников
  • Наличие технической поддержки для нового оборудования от производителей или их официальных партнеров.
  • Решение
    Внедренная система IP-телефонии представляет из себя решение от двух производителей Элтекс и Yealink.
ECSS-10


Роль IP-АТС отведена программно-аппаратному комплексу ECCS-10 Softswitch. ECSS-10 представляет собой универсальную систему для построения узлов связи ведомственного, корпоративного и операторского уровней. Она способна регистрировать и обрабатывать звонки аппаратных и программных телефонов большого количества производителей. Отказоустойчивую работу обеспечивает кластер в режиме active-active, который позволяет восстановить работу системы без прерываний для пользователей. Дополнительные виды обслуживания (ДВО) ECSS-10 дают весь необходимый для заказчика функционал, а именно: аудиоконференции, интерактивное голосовое меню, группы обзвона, перехват и перевод звонков.


Рисунок 1. IP-АТС Элтекс ECSS-10

На IP-АТС установлен комплект лицензий обеспечивающий:
  • Регистрацию 400 SIP-абонентов;
  • 160 одновременных вызовов;
  • Запись разговоров на 100 каналов.
На АТС настроено журналирования событий и отправка уведомлений на электронную почту. Данная функция позволяет уменьшить время реагирования на критическое событие при работе АТС.

В качестве шлюзов VoIP телефонии выступают Элтекс SMG-1016M и Элтекс TAU-32M.IP. Данные шлюзы обеспечивают надежную и бесперебойную работу по обработке вызовов в сети провайдеров.
Рисунок 2. Принципиальная схема решения
Телефоны и платформа управления YDMP
Телефонный парк был развернут на решении производителя Yealink. Телефонные аппараты Yealink предоставляют широкий выбор оборудования от самых простых телефонов до видеотелефонов для проведения ВКС, высокое качество звука во время звонков и простоту настройки и внедрения в сеть организации.

Рисунок 3. IP-телефон Yealink SIP-T48U

Помимо IP-телефонов, у заказчика было развернуто решение для унифицированных коммуникаций Samoware, работающее на платформе Communigate Pro. Благодаря Samoware 600 операторов МФЦ способны осуществлять звонки без использования IP-телефонов. Для удобства администрирования обработка звонков была реализована в одном месте - на АТС ECSS-10.

Рисунок 4. Пример интерфейса Samoware

Состав настраиваемого оборудования и ПО:
  1. Лицензия ECSS-SC-14 на 100 абонентов и 40 одновременных соединений - 4 шт.
  2. Опция ECSS-IVR для активации функционала голосового меню - 1 шт.
  3. Опция ECSS-BAS+ - 320 шт.
  4. Опция ECSS-BAS+ - 180 шт.
  5. Опция ECSS-ADV - 200 шт.
  6. Опция ECSS-REC-10 - 10 шт.
  7. Опция ECSS-RSL для обеспечения резервирования системы ECSS-10 по схеме Acitve-Active - 1 шт.
  8. Цифровой шлюз Элтекс SMG-1016M - 1 шт.
  9. Абонентский VoIP шлюз Элтекс TAU-32M.IP - 22 шт.
  10. IP телефоны Yealink SIP-T48U - 4 шт.
  11. IP телефоны Yealink SIP-T33P - 346 шт.
  12. Панель расширения Yealink EXP43 - 4 шт.
Система управления и мониторинга телефонными аппаратами Yealink YDMP

Рисунок 5. Платформа управления телефонами Yealink YDMP

Yealink Device Management Platform (YDMP) — платформа управления устройствами Yealink, представляющая полный набор инструментов для решения задач автоматической настройки парка телефонных аппаратов и устройств для ВКС, эксплуатации, контроля качества звонков и устранения неисправностей.

Решение позволяет осуществлять детализированную диагностику с возможностью определять состояния устройств по локациям, группам пользователей или конкретной модели устройства. IP-телефоны могут быть автоматически идентифицированы платформой после первого включения, значительно сокращая время на развертывание и обслуживание.

Этапы реализации проекта

  1. Проведен анализ текущей системы телефонии, сбор необходимой информации и получены требования и пожелания со стороны заказчика.
  2. Построена и предложена архитектура новой системы телефонии. Подготовлен план внедрения и замещения.
  3. Было установлено и подключено все необходимое оборудование в головном и областных филиалах Тюменской области.
  4. Развернута и настроена IP АТС ECSS-10 Softswitch с миграцией оптимизацией всех данных с предыдущей АТС. Работа по миграции на новую АТС проходила постепенно без прерываний звонков у сотрудников.
  5. Подключены 350 телефонов Yealink с заведением аппаратов в систему управления YDMP.
  6. Было проведено тщательное тестирование и оптимизация новой системы.
Результат
  1. Осуществлен переход на систему телефонии российского производителя в рамках импортозамещения.
  2. Улучшена масштабируемость системы за счет возможности приобретения дополнительных лицензий.
  3. Надежность системы телефонии была увеличена благодаря поддержке АТС со стороны производителя.
*Элтекс ECSS-10 - Запись в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных №1652 от 05.09.2016
*Элтекс SMG-1016M - номер реестровой записи в реестре радиоэлектронной продукции ТКО-562/20
*Элтекс TAU-32M.IP - номер реестровой записи в реестре радиоэлектронной продукции ТКО-103/19